суббота, 15 июня 2013 г.

Сибирские отшельники: с давних времен до наших дней

Сибирь испокон веков считалась местом особым. Здесь, где природа являет свою особую сущность, и духовная жизнь тоже течет по-особому. Поэтому столетия назад появилось уникальное явление – сибирские отшельники.

Многие наверняка слышали о сибирском старце Федоре Кузьмиче, которого ряд исследователей считают императором Александром Первым. Есть мнение, что Александр Павлович не умер в 1825 году, а удалился в сибирскую глушь. Эту точку зрения нельзя назвать безосновательной: во-первых, поражает портретное сходство императора и старца, во-вторых, Федор Кузьмич, по воспоминаниям очевидцев, блестяще разбирался в событиях 1812 года. Люди говорили, что порой он рассказывал такие подробности, которые мог знать только непосредственный участник.

Вот что интересно: о Федоре Кузьмиче вроде бы знают все историки но официально этого старца как будто бы не существует. Казалось бы - такой интересный факт, но никто из официальной науки не горит желанием провести полномасштабные исследования. Игнорируют его и представители церкви. Были даже попытки бороться с народной памятью об этом человеке - но ее-то не выкорчуешь никакими информационными технологиями...

Многие слышали об Агафье Лыковой, отшельнице–старообрядке. Она никогда не жила в миру,  но удивила исследователей удивительно глубокими представлениями о жизни, о мире и месте в нем человека.
Вот о чем стоило бы рассказывать на каждом углу! Но человека с ее уникальным духовным миром превратили в дешевый косметический бренд. Кстати, в Сибири есть целые старообрядческие поселения, и в этих общинах, говорят, есть особые, мудрые люди. К ним часто приходят за духовным советом - и никто не уходит без напутственного слова.

Потоки людей посещали в свое время и Константина Руднева, жившего под Новосибирском. Его дом стоял у леса: Руднев объяснял, что выбрал место неслучайно – хотел быть ближе к природе. С природой он призывал общаться и тех, кто приходил к нему за советом и помощью.

Мнений о Рудневе столько же, сколько и людей. Кто-то считает, что восточная философия и духовно-мистические поиски не для русского человека. Другие, наоборот, видят много общего в русском менталитете восточных учениях. Но разговор у нас не об этом...

...А о том, что в развернутой против Руднева очернительной кампании слово дают только паре-тройке людей, которым Руднев по разным причинам не нравится. А вот другим - тем, кто ему очень благодарен - высказаться почему-то не позволяют. Меж тем, эти вполне успешные, состоявшиеся люди рассказывают, что Руднев – человек особый. Он поражал даже посторонних мудростью и, если хотите, прозорливостью. Главной его «странностью», например, была особая любовь к людям, отвергнутым социумом. Лечил на свои деньги узбеков-гастарбайтеров, одевал, кормил и поил нищих и, скажем так, бомжей – короче, тех, кого люди приличные не пустили бы и на порог. Руднев любил напоминать, что нищие и убогие нередко бывают мудрее тех, кто стоит у власти. Да и сам он не придавал особого значения одежде, еде - вещам материальным, отвлекающим от внутренней жизни.

Кстати, насчет судебно-информационных кампаний. Известно, что полицейские чины в свое время пороли Федора Кузьмича за бродяжничество. И чуть ли не отправляли на каторгу. То, что сами сибирские отшельники считали высшим проявлением духа – отказ от материальных благ, уход во внутреннюю жизнь, государством расценивалась как опасная крамола. Это для людей они отшельники, а для государства – крамольники. Не в этом ли причина того, что случилось с Рудневым?

Комментариев нет:

Отправить комментарий